Историческая справка

В России процесс становления и развития БТИ имеет древнюю историю. Впервые упоминание о нем относится к 1275г. времени правления Великого князя Василия Ярославовича, предпринявшего попытку инвентаризации земель. Однако первая государственная инструкция, содержавшая правила определения площадей и порядок их описания, была создана 20 сентября 1555 г. Иваном Грозным. В 1556г. была проведена повсеместная опись земель. Она имела большое значение для упорядочения финансовой системы, системы налогов. Составленные "писцовые" книги явились актами дальнейшего закрепощения крестьян. Учетом поместного земельного фонда, регистрацией вотчин и т.д. занимался Поместный приказ.

В результате перестройки приказной системы управления Петром I в 1721г. была введена Ревизионная Коллегия, компетенция которой была законодательно определена достаточно четко.Во второй половине XVIII в. проводилось так называемое "генеральное межевание земель". Это межевание продолжалось около 90 лет, в течение которых в инвентаризационные материалы вносились текущие изменения. Однако эти данные остались совершенно неразработанными и лишь в советское время явились предметом исследования.

В 40-х г.г. XIX в. были произведены работы по земельному устройству государственных крестьян и составлены планы земельных имуществ и определена доходность земель, промыслов, лесов и т.п. Однако материалы эти не обновлялись внесением текущих изменений и вскоре потеряли свое значение. В конце XIX в. была проведена подворная перепись, положившая начало современному подходу к инвентаризации.              

В 1905г. московской городской управой были начаты работы по инвентаризации земель, принадлежавших городу (школы, больницы, угодья, свалки и пр.). Городские улицы при этом не учитывались, однако из-за недостатка ассигнований работы были прекращены. Вновь возобновлены в 1914г., но вследствие начавшейся первой Мировой войны были прекращены. Результаты работы быстро устарели и потеряли значение.2
В целом об инвентаризации строений в дореволюционной России сведения не сохранились.             

Возникновение БТИ началось в советской России принятием Постановления Экономического Совещания при СНХ РСФСР (ЭКОСО) "Об инвентаризации имущества местных Советов". В 1930г. ЭКОСО РСФСР было издано новое Постановление "Об инвентаризации имущества местных Советов", согласно которому инвентаризация распространялась на домовой фонд госбюджетных учреждений, кооперативных организаций и частных лиц.В этих двух важнейших законодательных актах значение инвентаризации основных фондов жилищно-коммунального хозяйства определялось такими народохозяйственными задачами как получение данных для составления балансов народного хозяйства; обеспечение оценочной базы для правильного воспроизводства основных фондов местных Советов путем амортизационных накоплений и обязательное для налоговых и страховых органов пользование оценками и данными инвентаризации земель и строений.          

Для создания финансовой базы, обеспечивающей проведение инвентаризации Правительством РСФСР были изданы постановления, согласно которым инвентаризация земель, строений и других основных фондов коммунального хозяйства в городах и поселках должна была производиться за счет средств частных владельцев, учреждений, предприятий и организаций, распоряжении или пользовании которых находятся жилищно-коммунальные фонды. Объекты, содержащиеся за счет средств местного бюджета (школы, больницы и т.д.), согласно этим постановлениям должны инвентаризироваться за счет бюджетных ассигнований.            

В развитие постановлений Правительства РСФСР НКВД РСФСР были изданы инструкции "По проведению местными органами коммунального хозяйства инвентаризации земель и строений" от 27.04.1930г. за №228, "По производству регистрации текущих изменений в составе, состоянии и стоимости коммунальных имуществ и городских домовладений" от 30.04.1929г. за №114 и "О порядке взимания, расходования и учета платы за производство инвентаризационных работ" от 29.04.1930г. за №321.Издание специальных законодательных актов и инструкций инвентаризации строений дало возможность распространить эту работу на все города, рабочие, дачные и курортные поселки, создать финансовую базу для проведения и инвентаризации и обеспечить применение в этой работе единой программы и методов.

Установлено, что до выхода этих нормативных актов инвентаризация строений и усадебных земель производилась лишь в единичных городах (Москва, Иваново, Горький) и по местным программам. Длительное время состояние инвентаризации было в России неудовлетворительным.            

Основной недостаток инвентаризационно-оценочных данных заключался в том, что они не были сведены к единым ценам и нормам. Так , например, в Ленинградской области городской жилой фонд был оценен в ценах 1928г., в Московской области - 1930г., в Калининской - 1932г. и т.д. В результате страховые и налоговые органы отдельных областей проводили свои операции на разной рыночной базе. Особенно большим недостатком являлось их устарелость, вследствие чего оценочная стоимость строения занижалась.           

Очевидно, что все это отрицательно сказывалось на состоянии местных бюджетов. В балансах домоуправлений занижение стоимости строений приводило к занижению амортизационных начислений и средств, выделяемых на капитальный ремонт.
Большие затруднения возникали в случаях приобретения государственными учреждениями домов у отдельных граждан, так как население не соглашалось продавать свои дома государственным органам по заниженной оценке. А по современной стоимости нотариальные конторы не могли фиксировать сделок вследствие того, что по закону приобретение домов частных лиц государственными учреждениями и предприятиями может производиться не выше инвентаризационной или страховой оценки.
Помимо этого, оценкой охватывался не весь городской домовой фонд; были строения, застройки, принадлежащие гражданам на правах личной собственности, которые не инвентаризировались и не оценивались.    

Методы оценки по областям не были унифицированы и отсутствовало их обоснование. Отсутствие единой методологии и программы приводило к невозможности обобщения данных инвентаризации строений как по России в целом, так и по Союзу.
Вследствие этих причин Экономический Совет при СНК СССР издал Постановление "Об оценке строений для государственного страховании" от 26.04.1939г. за №884, согласно которому на систему наркомхозов союзных республик было возложено проведение генеральной переоценки строений в городах и поселениях городского типа по всему СССР.5

В развитие этого Постановления НКФ СССР издал инструкцию "Об оценке строений в городах, рабочих и дачных поселках и поселениях городского типа" от 11.06.1939г. за №335/125, а на ее основе наркомхозы союзных республик издали свои инструкции по переоценке строений. Так Наркомхоз РСФСР издал технические инструкции "По оценке строений" от 17.11.1940г. и "По составлению ценников на строительные материалы" от 11.11.1940г. и "Укрупненные показатели расхода рабочей силы и материалов для оценки строений" от 9.01.1940г, 8.04.1940г, 16.05.1940г, 27.06.1940г.            

На основе этих руководящих документов областные и краевые отделы коммунальных хозяйств и наркомхозы автономных республик составили ценники, т.е. сборники оценочных норм для оценки строений, которые, по согласованию с областными (краевыми) и республиканскими (АССР) органами Госстраха и исполкомами СНК АССР, утверждались НККХ РСФСР.Издание инструкций НКФ СССР и инструкций наркомхозов союзных республик способствовало установлению единого организационного плана и единой методологии и программы оценочных работ в целом по Союзу. В результате произведенной на их основе генеральной переоценки строений оценочные данные различных городских поселений приведены к единому уровню цен и норм 1939г.6 оценочная стоимость строений по Союзу повысилась в 2,5-3 раза, а поступления с налога со строений и страховых платежей возросли более чем на 1/4 миллиарда рублей.             

В военный период уточнения наличия и состояния домового фонда в городах, рабочих, дачных и курортных поселках в местностях, освобожденных от немецкой оккупации, Наркомхозом РСФСР была издана инструкция "О проведении в освобожденных от немецкой оккупации городах и поселках технической инвентаризации строений" от 22.07.1943г. оценка строений по этой инструкции была проведена по этой методике, установленной еще в 1939г. в дальнейшей истории технической инвентаризации можно выделить следующие этапы:

1944-1950г.г.- полная инвентаризация строений и правовая регистрация освобожденных городов и поселков, текущая в "тыловых" районах; восстановление и расширение системы БТИ;

1960-1972г.г. - переоценка, определение износа основных фондов страны;

1982г. - полная переоценка домового фонда, коммуникаций, земных зон для целей государственного страхования.

История развития ГУП "Сартехинвентаризация"

Постановлением Экономического Совещания РСФСР от 21.05.1927 г. «Об утверждении положения об инвентаризации имущества местных советов» была образована областная междуведомственная комиссия по инвентаризации имуществ местных Советов, которая координировала работу по своевременному и правильному учету имуществ на территории Саратовской области.

В марте 1997 года в соответствии с Постановлением Губернатора области от 17.03. 1997 г. № 228 « О создании единой системы учета и хранения архивов бюро технической инвентаризации» предприятие Саратовское областное БТИ получило статус юридического лица. Таким образом, в результате проведенной реорганизации на территории области была создана единая (действующая на основе единой технической и методической политики) государственная система технического учета и регистрации объектов недвижимости, в рамках которой осуществляет свою производственную деятельность наше предприятие.

С момента создания и до настоящего времени организация переживала различные времена, в том числе и трудные. Переломным явился 2005 год, когда в целях развития ФГУП «Ростехинвентаризации» областное предприятие было лишено основного вида деятельности и доведено до банкротства. Благодаря поддержке правительства области и учредителя предприятия, Комитета по управлению имуществом Саратовской области, в течение года функции организации были полностью восстановлены, численность служащих возросла с 19 до 600 человек.

Сегодня ГУП «Сартехинвентаризация» - это крупное технически оснащенное предприятие, имеющее сеть структурных подразделений на территории Саратовской, Самарской, Волгоградской и Астраханской областей, куда могут обратиться все желающие и заказать услуги. В свое время объекты, расположенные в территориальной зоне деятельности нашей организации, были учтены, внесены в реестр и получили оценку. На основе выявленных данных была сформирована и поддерживается в актуальном состоянии уникальная информационная база об объектах недвижимости, охватившая все районы области. Ее многоцелевой характер (на 1 млн. 200 тыс. инвентарных дел, в которых содержится техническая, правовая и оценочная документация на 470 тыс. зданий и сооружений и более чем на 2 млн. квартир) предусматривает широкое использование на рынке недвижимости, в сфере управления, налогообложения, статистики, регистрации прав и сделок.

Кроме того, были восстановлены и получены новые лицензии: на геодезическую, картографическую и оценочную деятельность. Особого внимания заслуживает новое, развиваемое с мая 2006 года в нашей организации направление, для осуществления которого была получена отдельная лицензия – это деятельность по проектированию зданий и сооружений. ГУП «Сартехинвентаризация» является единственным среди предприятий технической инвентаризации Саратовской области, имеющим лицензию на осуществление проектирования, обследования несущих конструкций зданий и сооружений на территории РФ. В развитие данного направления при взаимодействии с судебными органами, стала успешно развиваться деятельность предприятия по проведению судебных строительно-технических экспертиз по городу и области.

В 2006 году нами проводились мероприятия, направленные на снижение себестоимости выполняемых работ, что помогло снизить стоимость оказываемых услуг. Следуя политике Саратовской губернии, уже в течении 2-х лет сохраняется установленная предприятием 20 % скидка для пенсионеров. Мы помогаем социально незащищенным слоям населения в оформлении прав на недвижимое имущество. Часть денежных средств, вырученных предприятием перечисляются на благотворительные цели. Таким образом, в 2007 году мы оказали помощь в оплате и организации детских спортивных мероприятий, приняли непосредственное участие в образовательной программе среди 22-х школ Волжского и Фрунзенского районов города, выделяя средства на проведение экскурсий учебно-познавательного характера по городу, в музей им. А.Н. Радищева, в Свято-Троицкий собор.

Сфера деятельности ГУП «Сартехинвентаризация» широка и итоги его работы востребованы в строительстве, налогообложении, регистрации прав, статистике, жилищно-коммунальном хозяйстве и в других отраслях.

Учитывая статус Саратовского областного БТИ как государственного предприятия, а также выполнение им наряду с основной производственной деятельностью государственных функций (по государственному учету жилищного фонда, составлению государственной статистической отчетности), следует отметить, что взаимодействие с органами государственной власти областного уровня  и сотрудничество с органами муниципальной власти, Федеральной регистрационной службой, службой судебных приставов, налоговой и статистической службами, организациями архитектуры, ЖКХ, нотариатом, земельными органами осуществляется в рабочем режиме на постоянной основе.

В настоящее время Саратовским областным БТИ руководит директор ГУП «Сартехинвентаризация» Владимир Александрович Буров.


ЕДИНЫЙ СПРАВОЧНЫЙ ТЕЛЕФОН

304-304

234-184


Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/saroblbti/saroblbti.ru/docs/upload/img/logo.gif' (include_path='.:/home/saroblbti/saroblbti.ru/php') in /home/saroblbti/saroblbti.ru/docs/upload/footer.php on line 25